CAWI – это количественный метод сбора информации, когда опросы проходят через Интернет.
CATI – компьютерная система телефонных опросов - технология, позволяющая проводить телефонные интервью под контролем централизованной компьютерной системы.
Онлайн-опросы (CAWI)
Онлайн-опросы являются относительно новым методом сбора информации. Суть этого метода заключается в том, что респондент отвечает на вопросы анкеты, размещенного на одном из интернет-ресурсов.
Учитывая факт, что интернет-сообщество расширяется и становится социальной средой общения, где люди проводят много времени, с уверенностью можно утверждать о возрастающей роли интернета в жизни человека. И соответственно, часть маркетинговых исследований с успехом может быть перенесена в интернет.
Метод онлайн-опросов целесообразно применять в следующих исследованиях:
- оценка лояльности сотрудников;
- оценка лояльности клиентов/потребителей;
- знание и использование брендов/марок;
- имиджевые исследования;
- покупательские привычки и предпочтения;
- тестирование рекламных материалов/концепций;
- тестирование дизайна упаковки;
- тестирование WEB-сайтов;
- исследование аудитории интернет;
- типология и исследования стиля жизни;
- онлайн-опросы по базе клиента;
- и многое другое...
Как и всякий метод проведения маркетинговых исследований, онлайн-опросы имеют ряд преимуществ и недостатков.
Преимущества онлайн-опросов:
- Экономия средств
- Высокая скорость реализации
- Интерактивное отслеживание результатов
- Высокая достижимость целевой аудитории
- Опрос труднодоступной целевой аудитории
- Повышение ResponseRate
- Отсутствие "эффекта интервьюера"
- Отсутсвие "эффекта ввода данных"
- Расширенные медиа-возможности
- Высокое качество данных
Недостатки онлайн-опросов:
- Ограниченность целевой аудитории активными пользователями интернета
- Недостижимость определенных групп населения (малоимущие, высокодоходники, эксперты)
- Невозможность контроля процесса заполнения анкеты
Телефонные-опросы (CATI)
Сам аппаратный комплекс CATI состоит из нескольких персональных компьютеров, соединенных с телефонными линиями, и сервера, на котором в режиме реального времени сохраняются данные опроса.
Анкета программируется и вводится в центральный компьютер, который вопрос за вопросом выдает ее на дисплеи нескольких терминалов, расположенных в одном офисе.
Оператор, сидящий у терминала, общается с респондентом, используя телефонную гарнитуру ("свободные руки"), проводит интервью, последовательно читая вопросы с экрана и вводя ответы респондента в компьютер при помощи клавиатуры.
Принцип отбора респондентов - случайно-квотный: из генеральной совокупности генератор случайных чисел отбирает случайные телефонные номера; в начале интервью выясняется соответствие характеристик респондента квоте.
Преимущества метода:
1. Расширенные возможности контроля
Контроль выбора домохозяйства. Телефонные номера отбирает компьютер, интервьюер не может повлиять на выбор домохозяйства.
Контроль соблюдения критериев рекрутирования и правильности вопросов. Супервайзер и/или клиент могут прослушать любое интервью в режиме реального времени. Аудиозапись позволяет впоследствии вернуться к любому интервью.
Минимизация ошибок, связанных с человеческим фактором:
- На основе критериев рекрутирования компьютер автоматически классифицирует респондента по квоте
- Компьютер автоматически проводит рандомизацию блоков и пропускает иррелевантные вопросы
- Компьютер "проверяет", на все ли вопросы получены ответы, в то время как аудиозапись позволяет проконтролировать, что интервьюер сделал все возможное, чтобы добиться ответа
- Поскольку все интервьюеры работают в условиях постоянного контроля, их ошибки корректируются в режиме реального времени.
2. Оперативность сбора данных. Производительность работы оператора телефонных опросов с помощью компьютеризированной системы опросов CATI в 5-6 раз выше производительности интервьюера, проводящего личные интервью.
3. Более низкая стоимость интервью. За счет более высокой производительности труда оператора телефонных опросов снижается стоимость сбора информации в целом, что означает для клиентов более низкий уровень цен на телефонные опросы по сравнению с личными опросами.